пятница, 29 июля 2011 г.

Скифы Геродота и их влияние на славянский этногенез. Часть 6.

Введение.
Говоря о появлении скифского народа, Геродот упоминает различные племена, населявшие наши территории в середине II тыс. до н. э. При этом объединяет их под общим названием территории, которую называет Скифией. Попробуем соотнести племена и территории, названные Геродотом, с археологическими племенами, которые зафиксированы в это время археологами на указанных Геродотом территориях.
Глава I. Третья легенда Геродота о происхождении скифского народа и данные Аристея в пересказе Геродота.

§ 1. Граница Европы и Азии.
Сначала обратимся к Геродоту и рассмотрим названные им племена, а также территории, которые они занимали в середине II тыс. до н. э. Для этого изучим рассказ Аристея в пересказе Геродота и третью легенду Геродота о происхождении скифского народа:
«…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними – гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причём, первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не сходен со сказаниями скифов об этих странах», - пишет Геродот.[1]
В данной работе предпринята попытка доказать, что рассказ Аристея всё же сходен со сказаниями скифов.
Третья легенда, или сказания скифов, которым Геродот больше всего доверяет, гласит: «Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам…)».[2] Чтобы понять, о какой Азии идёт речь, необходимо определить, где во времена Геродота находились границы Европы и Азии.
Во времена Геродота, а также позднее, границей Европы и Азии считалась река Дон (Танаис).
Обратимся к письменным источникам. В источниках упоминаются названия рек и морей которые имеют следующие названия: Танаид – Дон, Меотийское озеро – Азовское море, Понт – Чёрное море. На этот счёт никаких разногласий у современных историков нет. Рипейские (Рифейские) горы ещё Татищев В.Н. считал Уральскими. В данной работе предпринята попытка доказать, что это действительно так. Для доказательства использованы письменные источники древних греческих и латинских авторов.
Плиний Секунд. Естественная история: «…Танаид, вытекающий из Рипейских гор и служащий границей между Азией и Европой». [3]Предгорьями Урала древние, видимо, считали гористое Правобережье Волги, близкое к истокам Дона. Татищев В.Н. в I томе «Истории Российской» пишет о том, что, эти районы называются «Нагорными».
Апулей. О мире: «Европа имеет границы от колонны Геркулеса до Понтийского и Ираклийского моря и реки Танаида. …Некоторые полагают границы Азии от начала Танаида до устья Нила».[4] Колонна Геркулеса – это Гибралтарский пролив, Понтийское море – Чёрное море. Азовское море названо в тексте Ираклийским морем (Гераклийским, т. е. морем Геракла). Это единственный случай, где Азовское море названо именем Геракла, хотя Гераклийский мыс неоднократно указывается древними авторами вблизи Азовского моря.
Схолии Марка Сервия Гонората к «Георгикам» Вергилия: «…И снежный Танаид – р. в Скифии. И иначе: Танаид река, которая отделяет Азию от Европы; а находится она в Скифии…».[5]
Бернские схолии к «Георгикам» Вергилия: «Мэотия – болото в Скифии, в которое течёт Танаид, названный по нимфе этого имени (вероятно, Данаи при парных «т» и «д», авт). Так говорит Юнилий».[6]
Схоласт Горация. Помпоний Порфирион: «…И враждующий Танаид. Танаид – река, впадающая в Меотийские болота, а оттуда в Понт; она названа discors потому, что разделяет (discernit) Европу и Азию…».[7]
Обратимся к письменным источникам, уточняющим нахождение Рипейских гор.
Схолии Монтепессулана к Лукиану: «Рифеи – горы в Скифии, откуда стекает Танаид. Разным миром называет Европу и Азию: и на одном берегу называется Европой, а на другом Азией, и потому говорит (Лукиан, авт.) имена. – Танаид – река Скифии, которая разграничивает Азию и Европу, ибо один берег – Азия, другой – Европа».[8] Приволжская возвышенность считалась, по всей видимости, предгорьем Урала (Рифеи). Исток Дона близок к ней.
Марк Сервий Гонорат. Схолии к «Георгикам» Вергилия: «…Некоторые принимали Рифейские горы за Альпы, но собственно Рифейские горы находятся в Скифии».[9]
До настоящего времени некоторые историки принимают Альпы за Рифейские горы. Как видим, это не так. Ещё одно подтверждение находим в тексте Тирона Проспера в его схолиях к Лицентию Киприону: « …Идите воды, порождённые вдали и вздымающиеся в излучинах, отделять широкой рекою или Каспийские города от Рифейских Аримфеев, или домы Киммерийские и страны Меотов…».[10]
В тексте схолий Тирона Проспера к Киприону содержится ряд важных для нас сообщений.
Первое – это каспийские города. Северные прикаспийские территории – территории проживания массагетов-ариев (см. ниже), или андроновской археологической культуры. Древние авторы, огульно называя все скифские племена кочевниками, часто проговариваются и пишут то о земледельцах, то о городах на их территории. Наличие селищ у племён андроновской археологической культуры подтверждается данными археологии: «…селища в виде 10-20 крупных жилищ…». [11] Археологические данные полностью подтверждают сообщение древних авторов о наличии в Прикаспии городов.
Второе – река, отделяющая Каспий и Рифеи. Здесь Каспий и Рифеи находятся в непосредственной близости и отделены друг от друга только «широкой рекою», по всей видимости, Волгой. Альпы никак не близки к Каспию, следовательно, речь идёт о Предуралье и Урале.
Третье – племена аримфеев названы Рифейскими племенами и отделяются от Каспия водами реки. Аримфеи – это, по всей видимости, одно из названий аримаспов. Слова «аримфеи и аримаспы имеют общие короткие слова «ари» - арии и общие слоги «ма» («м» в алфавите санскрита – «ма»). Скифский язык признан современной наукой индоевропейским языком. «Феи» - «в ея», т. е. живущие в горах Рифеях.
Четвёртое – киммерийцы в некоторых источниках названы кочевниками, а в вышеуказанном источнике они имеют дома, что говорит об их осёдлости.
Выводы:
1.Т о. границей между Европой и Азией все вышеуказанные источники согласно называют Танаид (Дон). Далее Танаида граница определялась по Рифейским (Рипейским) горам (Урал).
2. Слова Геродота «скифы пришли из Азии» может означать, что они пришли с территории, которая находилась восточнее Танаиса (Дона), либо восточнее Рифейских (Уральских) гор.
3. Геродот называет точную дату возникновения скифского народа –II тыс. до н. э. Дата не соответствует современной научной хронологии скифского народа (VII – III век до н. э.), а удлиняет её на 800 лет.
Глава II. Массагеты, исседоны и аримаспы.
§ 1. Массагеты – племена Андроновской археологической культуры.
В середине II тыс. до н. э. археологи фиксируют расселение срубной археологической культуры с территории Средней Волги на наши западные территории, что полностью соответствует данным Геродота.[12] При этом в VII – III веке до н. э. никаких расселений археологи не наблюдают. Поэтому появление скифского народа на нашей территории будем связывать с расселением срубной археологической культуры, которое хронологически совпадает с данными Геродота.
Рассмотрим, какие археологические племена подпадают под имя массагетов.
«С запада Кавказ граничит с так называемым Каспийским морем, а на востоке по направлению к восходу солнца к нему примыкает безграничная необозримая равнина. Значительную часть этой огромной равнины занимают массагеты…Единственный бог, которого они почитают, это – солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу приносить в жертву самое быстрое существо на свете…».[13]
Согласно археологическим данным, зачатки свастики – знака солнца появляются уже в IV-III тыс. до н. э. на Ю.Зауралья и степного Казахстана на сосудах суртандинской археологической культуры, которые в эпоху бронзы приобретают чёткую форму.[14] Напомню, что в те времена на указанных территориях безраздельно господствовало индоевропейское население.
В середине II тыс. до н. э. на тех же территориях Ю. Зауралья, З. Сибири, Казахстана археологи фиксируют андроновскую археологическую культуру, на сосудах которой находят изображения солнца.
Сопоставив данные Геродота и археологические данные о верованиях массагетов, приходим к выводу, что массагеты середины II тыс. до н. э. – это племена андроновской археологической культуры.
Геродот называет племя массагетами. Рассмотрим слово с помощью деления слов на более мелкие слова, применяя методику автора:
«Масса» – масса, большое число;
«Геты» – генезис, происхождение.
Предположительный смысл слова: «Большое количество предков». Т. о. ,фактически, Геродот называет племя предками скифов.
§ 2. Аримаспы – срубная археологичесуая культура. Иседоны и скифы – абашевская археологическая культура.
Согласно третьей легенде Геродота, скифы под напором массагетов (андроновцев) перешли Аракс (р. Волгу) и прибыли в киммерийскую землю. В наименовании реки Аракс присутствует слог «Ра» означающий древнейшее название р. Волги и слог «акс, окс», означающий р. Оку (приток р. Волги). Более подробно см. «Скифы Геродота и их влияние на славянский этногенез. Часть 4».
Аристей же в пересказе Геродота рассматривает только те территории, которые находятся западнее Урала, не упоминая о Зауралье: «За исседонами обитают аримаспы». Рассмотрим названия племён «исседонов» и «аримаспов» с помощью деления скифских слов на слоги по методике автора:
«Исседоны» - «ис сед до Доны» - из сидящих по Дону.
«Аримаспы»:
«Ари» – арии;
«ма» – мать;
«спы, спу» на скифском языке (по Геродоту) означает глаз. Слово близко к русскому сплю. Предположительно, речь идёт об арийцах (племенах срубной археологической культуры), жителях Поволжья и Поочья. В слове Ока также присутствуют понятия: «глаз, очи, ока (вин. падеж от око)». При этом озёра русские называют голубыми глазами Матери – Земли, а территория Поочья богата озёрами. Подробнее об арийцах см. «Скифы геродота и их влияние на славянский этногенез. Часть 2». При этом верования срубной археологической культуры (аримаспов) близки верованиям андроновской археологической культуры (массагетов), т.к. древнейшее название Волги – Ра (Солнце). Племена Ра – племена Солнца.
«За аримаспами – стерегущие золото грифы» означает, что восточнее арийцев находятся Уральские горы. В древности считалось, что Уральские горы – кладезь золота и драгоценных камней. «А ещё выше за ними (аримаспами, авт.) – гипербореи на границе с морем». Гипербореи (по словам Геродота, см. выше) не участвовали в войнах.
Итак, движение начала, предположительно, андроновсая археологическая культура - массагеты. Это «культура Ю Зауралья, З. Сибири, Казахстана. Бронзовый век. II тыс. до н. э. – начало I тыс. до н. э».[15]
Андроновская археологическая культура потеснила аримаспов. Предположительно, речь идёт о срубной археологической культуре II тыс. до н. э.– начала I тыс. до н. э. Срубники (аримаспы) проживали по Оке, Волге и Каме. Подробнее о срубных археологических племенах см. «Скифы Геродота и их влияние на славянский этногенез Часть 2 и 3». Срубники (арии) потеснили тех, кто сидит по Дону. Предположительно, срубная археологическая культура потеснила абашевскую археологическую культуру эпохи бронзы сер. II тыс. до н. э. Абашевская археологическая культура занимала территории лесостепного Подонья, Поволжья, Приуралья, верховье р. Урал. У Геродота данная археологическая культура, предположительно, разделяется на I - исседонов и II - скифов. Т.е. те, кто сидит по Дону, считались у древних обособленными племенами. Абашевцы II потеснили киммерийцев. Часть киммерийцев проживала в Кубанской области.[16]
Третья легенда Геродота не рассматривает промежуточные племена ариев (срубников) и тех, кто сидит по Дону (I часть абашевцев), а сразу говорит о том, что массагеты (андроновцы) потеснили скифов (II часть абашевцев). Вероятно, так и происходило: первоначально андроновцы потеснили ту часть абашевцев, которая проживала на территориях Приуралья и верховьях р. Урал. Эта часть абашевцев перешла Волгу и сразу двинулась к Кубани. Другая часть андроновцев прошла севернее и потеснила жителей Поволжья, Поочья и Подонья, а затем и ту часть абашевцев, которая уже продвинулась до Кубани.
Если принять во внимание тот факт, что славянские, в том числе и русский язык претерпели наименьшие изменения со времени существования санскрита, а также то, что скифский язык является одним из древних индоевропейских языков, то слово «Танаис» при парных согласных «т» и «д» могло звучать: «Данаис, Данай, при чередующихся «а» и «о» - Донаис». Поэтому русские былины упоминают Дунай – реку. Современный же Дунай, предположительно, был назван при переселении наших предков на запад.
Косвенным подтверждением близости верований исседонов, аримаспов и массагетов может служить имя бога (предположительно, жреца Дона) – Посейдон. При делении слова на слоги, получим: «Посей Дон» (слово «посей», по мнению автора, подразумевает заселение). «В древнейшем своём облике Посейдон связан с демоном плодородия, которого почитали…в облике белого коня. Посейдону приносили в жертву белых коней».[17] Вспомним о верованиях массагетов, которые также приносили в жертву коня.
На нашей территории белый конь, как символ победы, сохраняется до 1945 года. Известно, что маршал Жуков приказал найти для парада Победы именно белого коня и принимал парад на белом коне.
Все вышеназванные археологические культуры близки между собой. При захоронениях они рыли яму, делали деревянные перекрытия, или срубы, сверху насыпали курган. Антропологи считают, что на территориях проживания всех вышеназванных археологических племён безраздельно господствовали индоевропейские племена. См. «Скифы Геродота и их влияние на славянский этногенез. Часть 2». Вероятнее всего, в середине II тыс. до н. э. произошло смешение вышеуказанных племён, отличия которых минимальны. Археологи фиксируют расселение середины II тыс. до н. э., называя все расселявшиеся племена срубной археологической культурой. Срубы были новым явлением на наших территориях. Однако наряду со срубами оставались и ямные захоронения. При таком раскладе невозможно определить, пришельцы ли хоронили своих умерших в простых ямах, без применения срубов, или местные автохтонные племена. Произошло смешение этнически близких индоевропейских племён. Часть племён, по всей вероятности, осталась на своих исконных территориях, другая их часть расселилась до Причерноморья.
Все вышеназванные племена впоследствии названы Геродотом одним именем – скифы. Первоначальное же появление их на исторической сцене Геродот определяет серединой II тыс. до н.э.[18]
§ 2. Письменные источники древнегреческих и латинских авторов о массагетах, аримаспах, иседонах и скифах в Причерноморье.
И действительно, все вышеупомянутые народы у авторов греческих и латинских присутствуют на территориях Причерноморья в более поздние времена. Римляне все эти племена относят к скифам, однако всё ещё различают на массагетов, аримаспов и есседонов.
Обратимся к древнегреческим и латинским авторам, тексты которых уже не являются легендами (Геродота), а признаны в научном мире историческими источниками.
Анней Лукан. 39 – 65 по Р. Хр. О гражданской войне. Книга II.: «…Пусть не связывает Массагета Скифский Истр (Дунай, авт.)…».[19]
У Лукана мы видим массагетов уже на Левоборежье Дуная. При этом Левобережье Дуная уже не является незыблемой границей (не связывает массагетов). Массагеты переправляются через него. Кроме того, Дунай (Истр) назван скифским. Название племени массагетов ничуть не изменилось со времён Геродота. Однако в данном тексте название племени историки признают не легендарным, а историческим, в отличие от геродотовых массагетов.
Анней Лукан. Книга III: «…Где шумный пролив (Керченский пролив, авт.) Понта (Чёрное море, авт.) выводит волны Меотида (Азовское море, авт.)…отсюда явились племена Есседонские и ты, Аримасп, подвязывающий волосы золотыми повязками; отсюда храбрый Ариец и Массагет, облегчающий долгий пост Сарматской Войны при помощи того самого коня, на котором раньше скакал, и летучие Гелоны».[20]
Так описывает Лукан войска, воевавшие против Помпея. У Лукана мы видим массагетов, есседонов, аримаспов (арийцев) и гелонов (потомок Геракла - Гелон) в одном войске, которое воюет с Помпеем. Война же названа Сарматской. Сарматы – смешанные племена, состоявшие из скифов и амазонок (по Геродоту, см. ниже). Названия племён есседонов и аримаспов также не изменились со времён Геродота, однако перешли из раздела легендарных в раздел исторических.
Там же: «Отсюда и Сидонские племена, изгнанные из Азии (абашевцы Приуралья и верховье р. Урал, авт.), заняли места у реки Оакса (Аксай, приток Дона, авт.) по Кавказскому хребту».[21]
Здесь даётся уточнение относительно реки (Оакс по Кавказскому хребту), ибо рекой Окс назывались в древности Аму – Дарья и Ока (окский).
Там же: «Аримасп, Арий: все эти народы Фракийские». [22]
В схолиях к Лукану аримаспы (арии) названы уже фракийскими (область между Чёрным, Эгейским и Мраморным морями) народами. При этом аримаспы названы ариями. Т.е жители Поволжья и Поочья («спу» по-скифски глаз, око, Поочье) названы ариями, что полностью совпадает с текстом автора в статье «Скифы Геродота и их влияние на славянский этногенпез. Часть 2».
Там же: «Массагет на котором скачет конь: говорят, что они возят с собою ячную муку, которую смешивают с конскою кровию и употребляют в пищу, так что не покидают битвы, поддерживаемые этими продуктами».[23]
Здесь необходимо обратить внимание на то, что массагеты возят с собой ячневую муку для того, чтобы была возможность перекусить на войне, не вылезая из седла. Муку смешивают с конской кровью. Если воины возят с собой муку, следовательно, в тех местах, где проживает основная часть их племени, ячмень кто-то выращивает. Если бы народ был кочевым, то мог бы обменивать, к примеру, шкуры, и на пшеничную муку, которой на близлежащих территориях выращивалось в избытке. Но указан именно ячмень, который, по всей видимости, привыкли выращивать и потреблять массагеты. Т. о. племя на исконных территориях должно быть осёдлым. В войне же участвуют мобилизованные (от мобильность) мужчины. Не исключено, что часть их была с семьями. Представьте себе, что Вы живёте в древности за Уралом (массагет) или на Оке (арий). Как Вы будете добираться с семьёй до Причерноморья? Естественно, в крытой кибитке. Тогда Вас назовут кочевниками.
Позднейшее название племени массагетов – алане. Из речи императора Юлиана к войску в 363г. по Р.Х.: «…и Массагетов, которых мы теперь называем Аланами…».[24] Название осталось до настоящего времени. Очевидно, массагеты расселились и до Осетии. Не исключено, что осетины вошли в состав войска массагетов и продвинулись вместе с ними до Дуная. Однако слово осетин при делении его на слоги говорит о том, что племя иное по отношению к массагетам:
«ос, фон ас» - первоначало, изначально, (массагеты – масса предков, происхождение, начало);
«ети» - эти;
«ин» - иные.
Предположительный смысл слова: «Эти - иные по отношению к предкам (ас, аз)».
Таким образом, название «алане» осталось в самом удалённом уголке проживания массагетов-аланов, т. е. на территории Осетии. Само же слово «алане», очевидно связано с горами Алтая: «Ал» - Алтай, «ане» - они.
Аммиан Марцеллин в 31 книге объясняет происхождение названия племени от гор: «Истр (Дунай,авт.) со множеством притоков течёт мимо земли Савроматов, простирающейся до реки Танаида (Дон, авт.), составляющей границу Азии и Европы. За ним тянутся бесконечные степи Скифии, населённые Аланами, получившими своё название от гор; они мало по малу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности».[25]
Аммиан Марцеллин книга 31: «Этот подвижный и неукротимый народ (гунны, авт.), пылающий неудержимой страстью к похищению чужой собственности, двигаясь вперёд среди грабежей и резни соседних народов, дошёл до Аланов, прежних Массагетов».[26]
Здесь уточняется, что алане прежде звались массагетами.
Там же: «В другой стороне вблизи поселений Амазонок живут Алане, обращённые к востоку и разделённые между многолюдными и обширными племенами; их владения приближаются к Азиатским землям и простираются, как я узнал, до самой реки Ганга, пересекающей индийские земли и впадающей в южное море».[27]
Данные Аммиана Марцеллина подтверждают гипотезу автора о расселении андроновских археологических племён – части ариев (массагетов по Геродоту) на территорию Индии. См. «Скифы Геродота и их влияние на славянский этногенез. Часть 2».
Амвросий. О разрушении города Иерусалима. Пять книг. Книга II: «В то же самое время Аланы…населяли Скифский Танаид (Дон, авт.) и пограничные с ним места и Меотийские болота (Азовское море, авт.), как бы заключённые в некоей темнице талантом упомянутого государя (Александра Македонского, авт.) для того, чтобы обрабатывать свои земли и не тревожить чужих. Но или по бесплодию местности, так как ожидаемое от обработки плодородие не соответствовало желаниям алчного земледельца, или по жадности добычи, они… обрушились на племя Мидян…».[28]
Амвросий подтверждает гипотезу автора о наличии земледелия у массагетов-аланов (см. выше).
Схолии к Монтепессулана к Лукиану: « Массагеты. Массагеты – Скифское племя…и названы Массагетами, как будто важные, т. е. храбрые».[29]
В схолиях Монтепессулан называет массагетов племенем Скифии.
Там же: « Аримасп, подвязывающий волосы. Племя в Понте, которое в виде украшения обвивает волосы золотыми бляшками».[30]
Аримаспы – это племена, которых Геродот назвал одноглазыми.
Там же: «Аримаспы – племена в Понте. – Аримаспы – племя в Понте, которое подвязывает волосы золотыми повязками в качестве украшения».[31]
Аримаспов Монтепессулан называет уже Понтийскими, т. е. Причерноморскими племенами.
Там же: «Массагеты и Гелон – племена в отдаленной Германии».[32]
Здесь уже массагеты вместе с потомками сына Геракла (Гелона) фиксируются Монтепессуланом на территории Германии. Необходимо обратить внимание на слова «в отдалённой Германии», которые предполагают наличие ближней Германии. См. «Скифы Геродота и их влияние на славянский этногенез. Часть 4».
Там же: «Аримасп. Это варвары, которые собирают крупицы золота и, как говорят, имеют по одному глазу». [33]
В схолии Монтепессулан уточняет, что это те самые аримаспы, которые имеют по одному глазу (око – Ока), а не какие-то другие племена.
Схолии Varia к Лукиану: «Истром называют Данувий, который бежит через Баварию. Массагеты – народы в Скифии, тем, что он (Лукиан, авт.) говорит скифский, он отмечает крайних обитателей Данувия. – Массагеты – племя Фракии. Массагеты – родом из Скифии и Массагетами названы как бы важные Геты, т.е. храбрые. – А Истр (Дунай, авт.) – река Скифии, которая течёт через Фракию…».[34]
Varia, называя массагетов фракийским племенем, уточняет, что родом они из Скифии и являются народами Скифии, хотя и называет их обитателями Данувия (Дуная).
III в. по Р. Хр. Схолии Помпония Порфириона к Горацию: «…А Массагеты – племя Фракийское».[35]
Помпоний Порфирион называет массагетов уже фракийским (Балканы) племенем.
Плиний Секунд. Естественная история: «К северу от Истра (Дуная, авт.) вообще все племена считаются Скифскими».[36]
Там же: «Имя Скифов повсюду переходит в имена Сарматов и Германцев, так что древнее имя осталось только за теми племенами, которые занимают самые отдалённые страны и почти неизвестны прочим смертным».[37]
Итак, согласно Плинию, имя скифов на Западе уже не услышишь. Его заменили на сарматов и германцев. При этом продвинувшиеся на запад и юг племена, разъезжающие в кибитках (военный обоз) римские и греческие авторы называют кочевниками, не отрицая того факта, что где-то в Скифии (самые отдалённые страны, почти неизвестные прочим смертным) живут племена, родственные кочующим. См. выше о земледелии Придонья, Приазовья и более восточных (Амвросий) территорий. Это очень важный факт, так как передовые воинские подразделения должны были подпитываться молодым поколением, которое подрастало на основных территориях. Здесь же необходимо пояснить, что ни греки, ни римляне не представляли величины нашей территории ввиду её недоступности (о чём часто упоминают древние греческие и римские авторы).
Поэтому, говоря о кочевом образе жизни различных скифских племён, надо понимать, что какая-то часть населения, в частности, савроматы, у которых воевали не только мужчины, но и женщины (см. ниже), продвигалась целыми семьями, что вовсе не означает кочевого образа жизни у основного населения племени. Так, донские степи, которые современные историки называют местом кочёвок скифов из-за наличия курганов, названы Геродотом гилеей, что на самом деле означает: места захоронений. Разделим слово гилея на слоги по методу автора, получим основу «гил». При условии, что славянские языки ближе всего к праязыку, а русский язык является индоевропейским языком, то «могилы, фон. магилы» - мать (ма) захоронений (гилы). Таким образом, донские степи не места кочевий, а священные места захоронений, что подтверждает наличие там многочисленных курганов. В то же время на территории Абашевской археологической культуры II тыс. до н. э. (культуры лесостепного Подонья, Поволжья, Приуралья, верховьев р. Урал) археологи открыли «…как укреплённые, так и неукреплённые поселения…».[38] Это неоспоримое свидетельство осёдлости абашевских племён на исконных территориях и опровергает субъективное мнение некоторых латинских и греческих авторов об их кочевом образе жизни. Археологические данные полностью подтверждают гипотезу автора о том, что римляне и греки видели только приграничные мобильные отряды и ничего не знали о масштабах территории Скифии. Их туда просто не допускали.
Стаций. Ахиллеида. « Массагеты окрашивают стаканы с молоком пунцовой кровью».[39]
Ср. русское выражение: «Кровь с молоком». Так мы говорим о здоровом во всех отношениях человеке, даже не подозревая о происхождении данного выражения. Подобных видимых параллелей русских и скифов множество в древних греческих и латинских источниках.
Плиний Секунд. «Естественная история»: «…а от Бука выше Меотиды (выше Азовского моря, авт.) живут савроматы и есседоны; по берегу же до самого Танаида (Дона, авт.) живут меоты, от которых озеро и получило своё название, а за ними последние аримаспы. Сейчас за ними Рипейские горы (Урал, авт.) и страна, названная Пторофором (Пероносною)( снежною, авт.)».[40]
Выводы:
1.Таким образом, племена массагетов, аримаспов, есседонов и скифов во времена, близкие к рождеству Христову, названы племенами Скифии, которые воюют совместно против римлян, что подтверждает гипотезу автора о смешении и дальнейшем совместном расселении начиная с середины II тыс до н. э. андроновцев, абашевцев и срубников. Часть населения осталась на своих исконных территориях, подпитывая передовые отряды переселенцев молодыми воинами (частично с семьями).
2.Если письменные источники древних греческих и латинских авторов упоминают те же племена, что и Геродот (до него Аристей), то, следовательно, третьей легенде Геродота о происхождении скифского народа следует доверять как историческому источнику, а гипотеза автора о смешении и дальнейшем расселении части этих племён верна.
3. Часть римских и греческих авторов называют скифов кочевниками. Эти утверждения вызваны тем, что скифы перемещались на дальние расстояния в военных обозах (кибитках), а также тем, что внутренние территории Скифии были недоступны для них. Данные утверждения не соответствуют археологическим данным. Археологические данные по племенам абашевской археологической культуры середины II тыс. до н. э. лесостепного Подонья, Поволжья, Приуралья и верховьях Р. Урал (исседоны и скифы у Геродота), а также по по племенам андроновской археологической культуры середины II тыс. до н. э. Ю. Зауралья, З. Сибири, Казахстана (массагеты у Геродота) говорят о наличии укреплённых и неукреплённых поселений. Наличие земледелия у жителей Подонья, Приазовья и территорий до Ганга подтверждает Амвросий.
Глава III. Савроматы.
§ 1. Возникновение названия племени.
Савроматы, согласно Геродоту, являются результатом смешения амазонок и скифов. Историю появления амазонок можно найти у Павла Оросия в его историях против язычников:
«У скифов два царевича, Плин и Сколопетий были изгнаны партией оптиматов из родной страны. Они увлекли с собою большую толпу молодёжи и, покорив себе земли Темискирские, поселились около реки Термодонта по побережью Понтийской Каппадокии; там они долгое время грабили окрестности, но заговором соседей были убиты из засады. Жёны их, побуждённые жизнью в изгнании и вдовством, берутся за оружие, чтобы равное положение всем внушило равное могущество, убивают оставшихся в живых мужчин. Воспламенённые против врагов пролитою кровью своих, мстят за гибель мужей избиением соседей. Затем, оружием добыв себе мир, они вступают в связи с чужестранцами, детей мужеского пола тотчас убивают (по другим данным отдавали отцам, авт.); а девочек тщательно воспитывают, причём в детском возрасте вырезают им правые груди, чтобы они не мешали им пускать стрелы; отсюда они названы амазонками.
У них были две царицы, Марпесия и Лампето, которые разделили войско на две части и поочерёдно заботились о войне и оберегали родную страну. И вот, покорив большую часть Европы и , захватив несколько государств в Азии они, основав сами город Эфес и другие города, главную часть своего войска, отягчённою добычею, отозвали домой; прочие оставленные для защиты власти в Азии, с царицею Марпесией, подверглись нападению врагов и были перебиты. Место Марпесии заняла дочь её Синопа, которая славу своей отменной доблести увеличила ещё постоянною девственностью. Молва о ней волновала все народы, внушила такое удивление и вселила такой страх, что даже Геркулес, получив от своего господина приказ отнять оружие у царицы, как бы обречённый на неминуемую гибель, собрал со всей Греции отборных и знаменитейших юношей и заготовил девять военных кораблей, но тем не менее, не довольствуясь своими силами, предпочёл неожиданно на них напасть и обойти ничего не ожидавших. Во главе царства тогда стояли две сестры, Антиопа и Орифия. Геркулес приплыл к ним по морю и захватил их врасплох безоружными и неподготовленными вследствие царившей в мирное время беззаботности. Среди многих убитых и пленных две сестры Антиопы были удержаны – Меланиппа – Геркулесом, Ипполита Тисеем. Но Тисей вступил в брак с Ипполитой, а Геркулес возвратил Меланиппу сестре и получил оружие царицы в виде выкупа. После Орифии царством завладела Пенфесилия, знаменитые подвиги которой среди героев Троянской войны мы знаем из истории».[41]
Прежде всего, необходимо обратить внимание на хронологию описываемых событий. Появление амазонок Павел Оросий связывает с периодом, предшествующим Троянской войне. В тексте также упоминается Геракл, время существования которого – середина II тыс. до н. э. Приблизительно к этому времени можно отнести описываемые Павлом Оросием события.
В тесте упоминается имя скифского царевича Сколопетия. Разделив имя на более мелкие слова согласно методике автора, получим: «С Коло Петий». Геродот, рассказывая о рождении трёх сыновей Геракла на Днепре (Борисфене), называет всех сколотами (от имени младшего брата Коло «с Коло ты»). Он же говорит об изгнании их Скифии двух старших братьев Коло. Велика вероятность того, что речь идёт как раз об этих изгнанниках, причём, они были изгнаны партией оптимов, что говорит о не единоличном правлении Коло. Плин и Петий , возможно, варианты имён старших братьев. В любом случае, судя по имени собственному царевича, происхождение изгнанников связано со Скифией и Коло - потомком Геракла.
Область, на территорию которой расселились племена, названа в тексте Понтийской Каппадокией. Каппадокия - область в Малой Азии, вероятно, в описываемые времена имела выход к Чёрному морю (Понту) на территории современной Турции. Эллины называли каппадокийцев сирийцами.[42]
Разделим слово на слоги: «С ирий я», или «Я вместе с теми, кто с Ю Повожья» (имеется ввиду предок сколотов – Геракл, родившийся на нашей территории).
Амазонки перебили оставшихся в живых мужчин. Возможно, что они посчитали их недостойными воинами, так как те не погибли в бою: Геродот пишет о равной для всех доле. Оставшись без мужчин, женщины вынуждены были обороняться, поэтому им самим пришлось стать воинами. Павел Оросий упоминает о том, что амазонки завоёвывали территории Европы и Азии, построили Эфес и другие города.
В связи с этим необходимо рассмотреть дальнейшую судьбу Ипполиты (по другим данным – Антиопы): «Другое предание, сделав Тезея участником похода Геракла за поясом царицы амазонок, дало ему в жёны эту царицу Антиопу (или ипполиту). Не был брак Афинского героя с дикаркой счастливым. Решив отбить свою царицу, амазонки всем народом совершили поход на Аттику. Афины были осаждены воинственными девами, разбившими лагерь на холме Ареса. Афиняне страдали от голода. Многие погибли во время вылазок. В решительной битве на холме Ареса погибла и Антиопа (по другим данным - Ипполита, авт.), сражавшаяся плечом к плечу с Тезеем против амазонок. Гибель Антиопы (Ипполиты, авт.), закрывшей Тезея грудью от брошенного в него копья, примирила воинственных дев с афинянами. После совместной тризны по Антиопе (Ипполите, авт.) амазонки удалились к себе на родину».[43]
Дальнейшую судьбу амазонок и появление племени савроматов описывает Геродот: «О савроматах рассказывают следующее. Эллины вели войну с амазонками. Скифы называют амазонок «эорпата», что по эллински означает мужеубийцы; («эор» ведь значит муж, а «пата» - убивать). После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трёх кораблях, везя с собой амазонок, сколько их удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на элинов и перебили всех мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулём, парусами и вёслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали наконец к Кремнам на озере Меотиде. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с корабля на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить скифскую землю.[44] Изображения амазонок встречаются на древнегреческих расписных вазах и в виде статуй.[45]
Скифы не могли понять, в чём дело, так как язык, одеяние и племя амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы несколько трупов попало руки скифов и таким образом те поняли, что это женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать всё, что будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что желали иметь детей от амазонок[46]
Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений, они оставили их в покое. Со дня на день оба стана всё больше приближались один к другому. У юношей, как и у амазонок не было ничего, кроме оружия и коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимались охотой и разбоем.[47].
В полдень амазонки делали вот что: они расходились поодиночке или по две, чтобы в стороне отправлять естественные потребности. Скифы, приметив это, начали поступать также. И когда кто – нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла юношу, но позволяла вступить с ней в сношение.
Разговаривать между собой, конечно, они не могли, так как не понимали друг друга. Движением руки амазонка указывала юноше, что он может на следующий день прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет также двое и она явиться с подругой. Юноша возвратился и рассказал об этом остальным. На следующий день этот юноша явился на то же место вместе с товарищем и застал там уже ожидающих его двух амазонок. Когда прочие юноши узнали об этом, они укротили и остальных амазонок.[48]
После этого обе стороны объединились и жили вместе, причём, каждый получил в жёны ту женщину, с которой он впервые сошёлся. Мужья, однако, не могли научиться языку своих жён, тогда как жёны усвоили язык мужей. Когда наконец они стали понимать друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и имущество. Мы не можем больше вести такую жизнь и потому хотим возвратиться к своим и жить с нашим народом. Вы одни будете нашими жёнами, и других у нас не будет». На это амазонки ответили так: «Мы не можем жить с вашими женщинами. Ведь обычаи у нас не такие как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; напротив, к женской работе мы не привыкли. Ваши же женщины не занимаются ничем из упомянутого, они выполняют женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотятся и вообще никуда не выходят. Если вы хотите, чтобы мы были вашими жёнами и желаете показать себя честными, то отправляйтесь к вашим родителям и получите свою долю наследства. Когда вы возвратитесь, давайте жить сами по себе».
Юноши послушались жён и так и поступили: они возвратились к амазонкам, получив свою долю наследства. Тогда женщины сказали им: «Мы в ужасе от мысли, что нам придётся жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились ваших отцов, и мы причинили великое зло вашей стране. Но так как вы хотите взять нас в жёны, то давайте вместе сделаем так: выселимся из этой страны и будем жить за рекой Танаисом».
Юноши согласились и на это. Они переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида. Прибыв в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.
Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай». [49]
Итак, амазонки, возвращаясь из Афин. Гонимые ветром, пристали к побережью Меотиды (Азовского моря). Здесь они соединились с молодыми скифами, образовав племя савроматов (древнегреческое название племени), или сарматов (латинское название). Геродот пишет, что язык амазонок не был знаком молодым скифам. Это, скорее всего, домысел автора, так как амазонки изначально были скифского происхождения (см. выше). Они могли обогатить свой язык, но не понимать сородичей они не могли. Одежда амазонок, очевидно, отличалась от одежды скифских женщин, так как они долгое время жили в соседстве с нескифскими племенами. Это подтверждают многочисленные их изображения на древнегреческих вазах.
По Геродоту, племена савроматов заселяют левобережье Дона. У Плиния савроматы и есседоны живут выше Меотиды, занимая территории до самого Дона. Здесь необходимо обратить внимание на слово «выше». Современный человек сразу же представляет карту. И слово «выше» он понимает: севернее. Однако в те стародавние времена люди слово «выше» понимали только в прямом смысле, т. е. в предгорьях. И, скорее всего, это слово означало Предкавказье (Прикубанье и Ставрополье). Если есседоны (абашевская археологическая культура) занимали территорию Подонья, то савроматы, предположительно, занимали территорию Предкавказья. Согласно археологическим данным, в Прикубанье и Ставрополье проживали скифообразные археологические культура (конец бронзового – начало железного века). Это и были, предположительно, те, кого древние авторы называют савроматами (сарматами) и амазонками.
Древние римские авторы отмечают существование савроматов и амазонок во времена римских завоеваний. Схолии к III . 252. Стация: «Савроматы за Понтом соседят с жилищами амазонок, и до них не доходит власть римлян…».[50]
Ювеналий. Схолии. Ad. Sat. II., I. «Сарматы крайние по ту сторону Понта соседи амазонок, откуда те называются савроматидами».[51]
Савроматы делились, согласно источникам, на три племени. Предположительно, это два племени Предкавказья и их передовой отряд в Причерноморской Каппадокии.
Выводы:
1.Савроматы (сарматы) - смешанное племя, состоящее из скифов и амазонок.
2. Изначально амазонки имели скифское происхождение. Их появление связано с изгнанием из Скифии части племени сколотов и последующим уничтожением мужского населения в завоевательных войнах.
Общие выводы:
1. Таким образом, племена, названные Геродотом массагетами (предками) скифов, с большой долей вероятности, можно отнести к племенам андроновской археологической культуры. Антрополог Алексеев В.П. видит в представителях этой археологической культуры признаки неолитических и даже палеолитических предков племён, проживавших на наших территориях одновременно с андроновцами: « люди андроновской культуры затаили под своей внешностью более глубокое, более дальнее родство со своими предшественниками, родство, восходящее к неолитическим, а скорее всего даже к палеолитическим предкам».[52]
2. Территория проживания аримаспов определяется методом деления на слоги, разработанный автором, упоминанием реки Аракс, название которой содержит слог «Ра» - древнейшее название р. Волги и слог «акс, окс» - р. Оки (притока р. Волги), а также границей этой реки с Каспием. Более того, Геродот говорит о том, что выше их (На Урале) находятся стерегущие золото грифы.
3. Поволжье, Поочье, Прикамье в середине II тыс. до н. э. занимала срубная археологическая культура, расселение которой на запад в это время фиксируют археологи.
4. Территорию проживания исседонов и скифов помогает определить только метод деления на слоги. Исседоны – «Из сидящих по Дону». На Дону, в Поволжье, Приуралье и верховях р. Урал в середине II тыс. до н. э. проживала абашевская археологическая культура, поэтому велика вероятность того, что Геродот говорит именно ней. Причём, делит её на исседонов и скифов, по имени которых все вышеуказанные племена позднее назовутся скифами.
5. Киммерийцы – племена Прикубанья, которые в данной работе не рассматриваются. Однако следует упомянуть, что о них Геродот говорит в связи с расселением предков скифов. Следовательно, их существование необходимо отнести к середине II тыс. до н. э.
6. Все вышеуказанные племена: массагеты, аримаспы, исседоны и скифы названы древними латинскими авторами во времена, близкие к Рождеству Христову (как до него, так и после) племенами Скифии, что может говорить о смешении этих племён. Это не мифические, а исторические племена, т. к. они упоминаются не только Геродотом, но и многочисленными древнеримскими и древнегреческими историческими источниками.
7. Кроме того, древними латинскими авторами времён римских завоеваний подтверждаются данные Геродота об этих племенах. Таким образом, можно говорить не о третьей легенде Геродота о происхождении скифского народа (так она названа в современной исторической литературе), а об исторических данных Геродота о происхождении скифского народа. По этой же причине к историческим данным можно отнести данные Аристея в пересказе Геродота.
8. Об осёдлости всех вышеуказанных племён говорят неопровержимые археологические данные, что ставит под сомнение субъективные мнения части греческих и латинских авторов об их кочевом образе жизни. Возникновение такого мнения можно объяснить передвижением военизированного мужского населения и недоступностью для греков и римлян внутренних территорий Скифии.
9. Данные Латышева В.В. необходимо использовать для тщательного изучения племён, проживавших на наших территориях во времена римских завоеваний, ибо упоминаются всё те же племена, что и у Геродота, но удалённые друг от друга хронологически на полторы тысячи лет.

[1] Геродот. История. IV,13. Перевод Стратановского Г.А. М., 2002. С.239.
[2] Геродот. История. IV,11. Перевод Стратановского Г.А. М., 2002. С.238-239.
[3]Плиний Секунд Естественная история. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С.170 – 171.
[4] Апулей. О мире. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 267.
[5] Схолии Марка Сервия Гонората к «Георгикам» Вергилия. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 23.
[6] Бернские схолии к «Георгикам» Вергилия. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 28 – 30.
[7] Схоласты Горация. Помпоний Порфирион. Od. III, 29, 28. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 32.
[8] Схолии к Лукиану. Монтепессулана. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С.161 – 162.
[9] Марк Сервий Гонорат. Схолии к «Георгикам» Вергилия. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 25-26.
[10] Тирон Проспер. Схолии к Лицентию Киприону. В работе Латышева В.В. С. 406-408.
[11] Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., 1996. C.10.
[12] Геродот. История. IV, 7. Перевод Стратановского Г.А. М., 2002. С. 237.
[13] Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., 1996. С. 129.
[14] Матюшин Г.Н. Археологический словарь.М., 1996. С. 241.
[15] Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., 1996. С.10.
[16] Примечание № 11 к тексту Геродота. История. В переводе Стратановского Г.А. М., 2002 . С. 648.
[17] Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М.,1992. С.50.
[18] Геродот. История, IV, 7. В переводе Стратановского Г.А. М., 2002. С.237.
[19] Анней Лукан «О гражданской войне в 10 книгах». В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С.146.
[20] Анней Лукан. «О гражданской войне в 10 книгах» В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 148.
[21] Схолии к Лукиану. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 155.
[22] Схолии к Лукану. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 155.
[23] Схолии к Лукиану. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 155.
[24] Аммиан Марцеллин. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып. 2-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1906. С. 329-330.
[25] Аммиан Марцеллин. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып. 2-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1906. С.339.
[26] Аммиан Марцеллин. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып. 2-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1906. С.340.
[27] Аммиан Марцеллин. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып. 2-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1906. С.340.
[28] Амвросий. О разрушении города Иерусалима.Книга II. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып. 2-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1906. С. 351-352.
[29] Схолии Монтепессулана к Лукиану. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 155.
[30] Схолии Монтепессулана к Лукиану. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 155.
[31] Схолии Монтепессулана к Лукиану. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С.162.
[32] Схолии Монтепессулана к Лукиану. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С.162 – 163.
[33] Схолии Монтепессулана к Лукиану. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С.162 – 164.
[34] Схолии Varia к Лукиану. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 159.
[35] Схолии Помпония Порфириона к Горацию. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С.32.
[36] Плиний Секунд. Естественная история. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С.171.
[37] В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С. 172.
[38] Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., 1996. С.5.
[39] Стаций. Ахиллеида. Lib. I, 307 – 308. Латышев В.В.
[40] Плиний Секунд. Естественная история. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып.1-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1904. С.174.
[41] Павел Оросий. Историй против язычников. Кн. I. В работе Латышева В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели. Вып. 2-й. Санктпетербург. Типография Императорской Академии наук. 1906. С. 397.
[42] Геродот. История. I, 72; V, 49; VII, 72. В переводе Стратановского Г.А. М., 2002. С. 33-34; С.319; С. 427.
[43] Немировский А. И. Мифы древней Эллады М., 1992. С. 125.
[44] Геродот. История. IV,110. Перевод Стратановского Г.А. М., 2002. С. 270-271.
[45] Рене Менар. Мифы в искусстве старом и новом. М., 1993. Репринтное издание. С-Петербург. Типография А.С. Суворина 1899. С.104. Рис. 128. С.104. Рис 129. С.255. Рис. 224.
[46] Геродот. История. IV,111. Перевод Стратановского Г.А. М., 2002. С. 271.
[47] Геродот. История. IV,112. Перевод Стратановского Г.А. М., 2002. С. 271.
[48] Геродот. История. IV,113. Перевод Стратановского Г.А. М., 2002. С. 271.
[49] Геродот. История. IV, 110-117. Перевод Стратановского Г.А. М., 2002. С. 270-275.
[50] Схолии к III . 252. Стация
[51] Ювеналий. Схолии. Ad. Sat. II., I.
[52] Алексеев В.П. В поисках предков М., 1972. С. 236.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Постоянные читатели